ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Excellence in strategies
Проблемы и решения

Готовность к действиям и умеренный оптимизм

Главная тема
ЭКОлогика

Политика ограничения выбросов парниковых газов зачастую реализуется вразрез с интересами стран, экспортирующих топливо и производящих энергоёмкую продукцию. Приоритет их экономических интересов над экологическими обязательствами был продемонстрирован при реализации Киотского протокола, логическим продолжением которого стало Парижское соглашение.

Согласно протоколу

Парниковый эффект

Глоссарий

Повышение температуры нижних слоёв атмосферы по сравнению с температурой теплового излучения планеты. Суть явления заключается в том, что поверхность Земли поглощает солнечное излучение, в основном в видимом диапазоне, и, нагреваясь, излучает его обратно в пространство, но уже в инфракрасном диапазоне. Значительная часть инфракрасного излучения поглощается атмосферой и частично вновь излучается на планету. Эффект взаимного лучевого теплообмена в нижних слоях атмосферы и называется парниковым.

При подписании Киотского протокола одни страны просто не взяли на себя обязательства по сокращению выбросов, другие не выполнили принятых целей — например, Канада, которая вышла из соглашения ещё до окончания первого периода его действия. Государства, нарушившие договорённость в рамках Киотского протокола, не понесли за такую вольную интерпретацию документа никакой политической или экономической ответственности.

Сегодня стараются не вспоминать, что Россия была одной из немногих стран, перевыполнивших обязательства по Киотскому протоколу, но не получившая от этого никаких фактических выгод. Так, за 1990—2013 гг. нашей стране удалось сократить выбросы парниковых газов на 43% (!). Снижение, в первую очередь, было обусловлено экономическим кризисом 1990- х гг., изменениями структуры ВВП, но не только. В России проводилась активная работа по модернизации энергетики, энергосбережению в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в коммунальной отрасли.

Киотский протокол должен был действовать с 2008 по 2012 г., но поскольку к концу этого срока новое соглашение так и не разработали, было решено продлить действие договора. Вторая фаза Киотского протокола действует до 2020 г. Из-за изменившейся структуры мировой экономики Россия, Япония и Новая Зеландия во второй фазе протокола отказались брать на себя численные обязательства.

Бережливая экономика

Каждая страна имеет свою мотивацию в деле сбережения энергоресурсов, но все прекрасно понимают, что за энергосберегающими технологиями — будущее, что инвестиции в них означают и инвестиции в экономику.

В 2015 г. организация по взаимодействию с государственными и международными организациями Philips Lighting провела исследование по энергетической продуктивности, индикатором которой принято считать ВВП на единицу энергии. Согласно рейтингу 130-ти стран, первые места заняли государства с высокоразвитой экономикой. Среди них оказались Гонконг, Швейцария, Сингапур. Замыкали список страны Африки (к югу от Сахары), Центральной Азии и Россия, оказавшаяся на 114-м месте из 130-ти. Остаётся надеяться, что поскольку энергосбережение не просто помогает в борьбе с изменениями климата, но ещё и способствует экономическому росту, уже в ближайшие годы мы сможем увидеть, что всё больше государств выберут эту стратегию хотя бы из экономических соображений.

Цели Киотского протокола

НАША СПРАВКА

Киотский протокол — первый глобальный международный документ, обязывающий страны мира уменьшать выбросы парниковых газов, используя как экономические методы торговли квотами, так и инвестирование в снижение выбросов в других, прежде всего развивающихся государствах. Соглашение ставило перед 37-ю развитыми странами и странами с переходной экономикой, ответственными за треть глобальных выбросов, общую цель их снижения на 5% от уровня 1990 г. в период с 2008 по 2012 г. В число этих стран входили также Россия, Украина и Беларусь. США были единственной страной, отказавшейся ратифицировать Киотский протокол из-за несогласия Сената. Большинство быстроразвивающихся стран, в том числе Китай, Индия, Бразилия, Саудовская Аравия и Сингапур, документ подписали, но по существующим правилам не имели численных обязательств по снижению выбросов. В итоге цель, поставленная протоколом, была перевыполнена 37-ю странами, взявшими на себя такие обязательства. Общее сокращение выбросов превысило 22%.

Несколько лет назад в рамках глобального проекта по коли- чественной оценке мер, на- правленных на повышение энергоэффективности и снижение выбросов парниковых газов, McKinsey & Company провела в России независимое исследование. Его итоги показали, что по мере того как на наших предприятиях происхо- дит замена старого промышленного оборудования, ВВП страны становится менее энергоёмким. Если удастся достичь намеченных целевых показателей роста ВВП на уровне до 6% в год, годовой объём потребляемой энергии за период с 2005 по 2030 г. вырастет лишь на 40% — до 1325 млн т у. т. (тонн условного топлива). Годовой выброс парниковых газов за данный период также увели- чится на 40% — до 2990 млн т CO2 -экв. (тонн эквивалента CO2), что приблизит объём выбросов к уровню 1990 г., используемому в качестве показателя для сравнения (рис. 1).

Рисунок 1. Потребление первичных энергоресурсов и выбросы парниковых газов в России

Даже без принятия каких-либо дополнительных мер энергоёмкость российского ВВП будет сокращаться благодаря естественным улучшениям в области энергоэффективности. Так, по сравнению с 2007 г. она должна снизиться на 18% в 2020 г. и на 40% — в 2030 г. (рис. 2), исходя из параметров экономического роста, предусмотренных правительственным сценарием энергосырьевого развития.

Рисунок 2. Удельная энергия (условного топлива/тыс. евро)

При реализации инновационной программы энергоёмкость сможет снизиться ещё на 10%. Расчёты, проведённые на базе Долгосрочной концепции социально-экономического развития РФ, показывают, что размер общего потребления энергии оказывается одинаковым для обоих сценариев.

Ожидается, что доля промышленности в ВВП России снизится с 38% в 2007 г. до 30–33% в 2020 г. в зависимости от сценария. Это соответствует сегодняшним показателям Канады и Германии. Согласно прогнозам, энергопотребление в секторах автомобильного транспорта и недвижимости будет расти быстрее, чем в промышленности. Выбросы парниковых газов станут увеличиваться пропорционально энергопотреблению. Однако сохраняется неопределённость в отношении структуры топливного баланса энергогенерирующих мощностей, с учётом того, что 60–70% из них только предстоит построить к 2030 г.

Если предположить сохранение существующей тенденции использования в основном газа, то ежегодный прирост выбросов по базовому сценарию составит 1,27%. Расширение доли угольной генерации может повысить этот показатель до 1,33%, а увеличение доли АЭС и ГЭС — снизить его до 0,98% в год. В целом, в зависимости от структуры топливного баланса, выбросы в 2030 г. будут колебаться в диапазоне 2810–3050 млн т CO2 -экв.

Три антропогенных источника парниковых газов

НАША СПРАВКА

1 Около 60% парниковых газов (углекислого газа, метана, закиси азота и др.) выбрасывается в атмосферу при сжигании ископаемых видов топлива (в первую очередь в энергетике, в процессе промышленного производства и на транспорте).

2 Приблизительно 35% мировых выбросов парниковых газов приходится на лесное и сельское хозяйство: вырубка лесов, осушение болот, выделение метана в животноводстве и закиси азота при использовании сельскохозяйственных удобрений в земледелии.

3 Оставшиеся 5% выбросов парниковых газов приходятся главным образом на процессы промышленного производства.

Россия может дополнительно, без ущерба для быстрого экономического роста реализовать целый ряд мер по повышению энергоэффективности и сокращению выбросов парниковых газов. При выполнении всех намеченных мероприятий потребление энергии в 2030 г. может уменьшиться на 36%, а выбросы — на 51% по сравнению с базовым сценарием (рис. 3).

Рисунок 3. Потребление первичного топлива в России и потенциал экономии за счёт применения экономически привлекательных мер

Таким образом, реализуя как рентабельные меры по сокращению выбросов, так и требующие затрат до 80 евро на тонну сокращения, Россия могла бы снизить выбросы до 1526 млн т CO2 -экв., что составляет 46% от уровня 1990 г. (рис. 4).

Приходящее на смену

12 декабря 2015 г. на Всемирной конференции ООН по климату в Париже было одобрено глобальное соглашение, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу. Соглашение вступит в силу после того, как 55% стран, ответственных за 55% глобальных выбросов, его ратифицируют.

Рисунок 4. Потенциал сокращения выбросов к 2030 г. по сравнению с 1990 г. — более 50%, а в результате применения только рентабельных мер — 27%

Ожидается, что действовать новый документ начнёт не ранее 2021 г., но многие последствия его принятия очевидны уже сейчас. Это, например, ускоренное развитие сектора возобновляемой энергетики, распространение мер углеродного регулирования и рост активности США и Китая в низкоуглеродной отрасли.

Энергоэффективность во всём
Примеры из международной практики: законодательные меры, стимулирующие повышение энергоэффективности
СтранАПрограммаЗаконодательные мерыЭффект
ЕСМаркировка бытовых электроприборов по классам энергоэффективности
  • Электрические лампы и большинство бытовых электроприборов при продаже или сдаче в аренду должны быть снабжены отчётливой маркировкой с классом энергоэффективности ЕС.
  • Класс энергоэффективности варьируется от A до G.
  • Товары с классом E-G практически исчезли из продажи.
  • Около 98% всех холодильников, которые были в продаже в 2008 г., имели классы A, A или A.
ЯпонияПрограмма Top Runner для повышения энерго- эффективности бытовых приборов
  • Обязательные целевые показатели по энергоэффективности для различных категорий товаров, таких как автомобили, телевизоры, холодильники и кондиционеры.
  • Уровень энергоэффективности самой передовой модели, представленной на рынке сегодня, через четыре-восемь лет становится минимальным целевым показателем.
  • Корпоративный имидж улучшается, если продукция компании задаёт стандарты в области энергоэффективности.
  • За последние 10 лет объём потребления электроэнергии бытовыми электроприборами сократился на 60–80%.
ДанияГосударственная программа по снижению энергопотребления
  • Более строгие требования к теплоизоляции зданий.
  • Строгие стандарты для бытовых электроприборов.
  • При расчёте налогов учитывается объём потребления ресурсов.
  • В течение последних 20 лет сокращение спроса на энергию составляет в среднем 0,8% в год (по сравнению с 0,3% в других европейских странах, также реализовавших ряд мер по повышению энергоэффективности).
ФинляндияПрограмма аудитов энергопотребления
  • Программа контроля энергопотребления с добровольным участием, проводимая в энергетическом секторе, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания.
  • Государство субсидирует 50% затрат на проведение программы.
  • Государство может субсидировать капиталовложения в реализацию выявленных возможностей экономии энергии.
  • Объём экономии, по оценкам, превышает 2% от общего объёма энергопотребления Финляндии.
ГерманияПоддержка ветроэнергетики
  • Доступ к энергосистеме и привлекательные льготные тарифы для всех производителей энергии (частных лиц и предприятий).
  • Кредиты с низкой процентной ставкой.
  • Самый большой в мире объём установленной мощности в ветроэнергетике.

Парижское соглашение — это документ, не налагающий серь- ёзных обязательств на его подписантов. Многие опасаются, что оно может повторить судьбу Киотского протокола, если страны-эмитенты парниковых газов, такие как Китай и США, откажутся его ратифицировать.

Принять подобное соглашение планировалось ещё в 2009 г. в Копенгагене, но тогда переговоры провалились. Разработка нового текста заняла шесть лет. В реестре, приложенном к Парижскому соглашению, имеется специальная таблица, в которую внесены планы стран по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 г. Так, климатическая цель России — минус 25–30% к 2030-му по сравнению с 1990-м, что совпадает с внутренней целью страны к 2020 г. и предполагает небольшой рост выбросов от текущего уровня (составляющего -32%), а также сохранение этого уровня в дальнейшем.

Предоставленные странами цели снижения выбросов должны привести к повышению к 2100 г. глобальной температуры на 3–50 °C (в Соглашении обозначена цель в два градуса и говорится о стремлении к полутора). В случае развития мировой экономики без сокращений выбросов температура может подняться и на все четыре градуса. Потепление на 30 °C к середине века сможет привести к дефициту воды для трёх млрд чел., а потепление на 20 °C — для 500 млн чел. В нашей стране последствиями повышения температуры станет рост числа лесных пожаров, наводнений и засух.

Одной из сильных сторон Соглашения является тот факт, что все его участники берут на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, разработке стратегии долгосрочного низкоуглеродного развития и адаптации к изменениям климата. Такая готовность к действиям не может не внушать умеренный оптимизм.