ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Excellence in tools
Умный город будущего

Колыбель для малого бизнеса

Рутина затягивает. Если руководитель вынужден решать, какого цвета скрепки приобрести и где запланировать встречу с клиентами — он живёт в другом измерении. О росте бизнеса тут можно не думать. На это не будет ни времени, ни сил, ни мотивации. Я знаю это, потому что сама вела малый бизнес. И сеть офисных центров «Деловой» создавала после пятнадцати лет работы с небольшими и средними компаниями — создавала, чтобы облегчить предпринимателям жизнь.

Татьяна Соколова, генеральный директор сети офисных центров «Деловой»

Идеальный офис

Всё началось в середине 90-х. Получив высшее финансово-экономическое образование, я переехала из Петербурга в Москву и начала вести бухучет в двух микрокомпаниях. За год их число выросло в несколько раз. Клиенты доверяли мне документы, договоры, финансы, банк, кассу и всю бухгалтерию.

Вскоре я подобрала помощников и открыла своё первое небольшое дело. И тогда оказалось, что мне срочно необходим собственный офис: я постоянно встречалась с клиентами, а на разъезды уходила масса времени. Было бы гораздо удобнее, если бы люди приезжали ко мне сами.

В ходе поиска подходящего офиса выяснилось, что надо учитывать множество важных нюансов: расположение, транспортное удобство, наличие комнаты для переговоров. Офис обязательно должен находиться в пределах Третьего транспортного кольца — помещение в спальном районе было бы неудобно клиентам и не соответствовало бы имиджу компании. Обязательное условие — шаговая доступность от метро. И ещё приходилось держать в голове десятки мелочей — от обслуживания офиса до бесперебойной работы компьютеров, телефона и оргтехники.

Однако комплексных предложений, учитывающих все необходимые условия, в Москве не было. Совсем. Всё, что имелось — это или непрезентабельные конторы в жутких советских зданиях с неудобной планировкой, к тому же вдали от метро, или неподъёмные для частного предпринимателя предложения в солидных бизнес-центрах класса A и B+.

Мы создали комплексные деловые решения для малого предпринимательства — от готовых офисов до переговорных — на базе инфраструктуры престижных бизнес-центров

Пришлось перебиваться теми вариантами, которые были на рынке, и нести дополнительные расходы. Например, мы оказались вынуждены платить за постоянную аренду переговорной, хотя та была нужна всего лишь час-два в день. И это ещё не все неудобства, которые приходилось терпеть. Сотрудников без конца отвлекали входящие звонки. Всегда не вовремя заканчивались канцтовары. Часто приходилось переезжать, и при каждом переезде уходили целые дни на подключение интернета и перенос телефонных номеров.

Мы теряли время, работа простаивала.

Опасные мелочи

Большие компании решают организационные вопросы просто: нанимают специальный персонал, который берёт на себя всю рутину. Маленькая фирма вынуждена всё делать сама. Казалось бы, это мелочи. Я тоже так считала, пока однажды не решила сделать фотографии рабочего дня.

В течение месяца мы с коллегами фиксировали всё, чем занимались, и затем измеряли, сколько времени уходит на рабочие задачи, а сколько — на сторонние процессы. В компании было пять сотрудников, рабочий день составлял восемь часов, на пятерых — 40. Выяснилось, что рутинные действия каждый день съедают от шести до шестнадцати часов. В пересчёте на год — от двух до пяти месяцев чистого рабочего времени!

«Бизнес-колыбель»: деловое сообщество для малого бизнеса

Компания подросла и стала частью крупного строительного холдинга, позднее вошла в таможенную сферу. Но всё меняется. В 2009 г. — в разгар кризиса — мы поняли, что пора меняться и нам. Было решено диверсифицировать бизнес и инвестировать в недвижимость. Когда обсуждали, в какую именно, то вспомнили опыт девяностых и выбрали направление — недвижимость для малых предпринимателей и микробизнесов.

Здесь требовался принципиально новый подход — так возникла модель «бизнес-колыбели» (рис. 1). Мы создали комплексные деловые решения для малого предпринимательства — от готовых офисов до переговорных — на базе инфраструктуры престижных бизнес-центров. Наша компания берёт на себя всю рутину, потому что предпринимателю следует заниматься своими задачами. Никакие скрепки и никакие юридические вопросы не должны отвлекать его от основной деятельности.

Рисунок 1. Визуальная модель «Бизнес-колыбель»

Выделять специального сотрудника для решения оргвопросов не всегда эффективно. Если компания выполняет большой объём работы, секретарь или офис-менеджер нужны, в противном случае это создаёт дополнительные издержки.

Поэтому мы предоставляем секретарей, курьеров, юристов и системных администраторов, которые решают все рутинные задачи. Обрабатывают звонки и корреспонденцию, доставляют документы на другой конец Москвы, берут на себя юридические вопросы — от изготовления печатей до реорганизации предприятий. Когда объёмы умеренные, оптимальный выход — делить персонал с такими же небольшими фирмами. Этот вариант и заложен в модель «Делового».