ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Excellence in strategies
Проблемы и решения

Собери и переработай. Новые требования для производителей и импортёров товаров

Главная тема
ЭКОлогика

Регулирование обращения с отходами в России претерпевает серьёзные изменения. Поправки, внесённые недавно в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», можно разделить на две группы: первая — реформа ЖКХ в части обращения с бытовыми отходами и вторая — внедрение европейской концепции расширенной ответственности производителя. Рассмотрим вторую часть изменений, которая непосредственно затрагивает производителей и импортёров большинства товаров в России.

Георгий Коваленко, партнёр отдела налогообложения и юридических услуг компании EY
Наталья Аристова, старший юрист отдела налогообложения и юридических услуг компании EY
Елена Болычевская, юрист отдела налогообложения и юридических услуг компании EY

Общие требования

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» («Закон об отходах»). С 1 января 2015 г. установлена расширенная ответственность производителей по утилизации отходов от использования товаров.

Речь идёт именно об отходах, которые образуются в результате потребления покупателями, а не в процессе производства. Производители и импортёры определённой продукции обязаны ежегодно в определенном объёме обес- печивать утилизацию отходов от использования товаров и их упаковки либо уплачивать экологический сбор.

Перечень, утверждённый правительством, включает самые разнообразные продукты потребления (шины, одежду, пластмассовые и деревянные строительные изделия, компьютеры, бытовую технику и т. п.) и большую часть видов упаковки (стеклянную, пластиковую, бумажную, картонную, деревянную, металлическую).

Введено новое понятие «утилизация», которое означает не уничтожение отходов, а их переработку — использование для изготовления новых товаров. Обязанность производителей заключается в обеспечении утилизации, т. е. полного процесса сбора, подготовки, сортировки, транспортировки и переработки.

Введено новое понятие «утилизация», которое означает не уничтожение отходов, а их переработку — использование для изготовления новых товаров

Нормативы утверждаются правительством на три года. Предполагается, что постепенно они будут увеличиваться. На 2016 г. нормативы составляют от 0 до 15% в зависимости от вида упаковки и продукта.

Важно помнить, что обязанность по утилизации упаковки возлагается не на её изготовителя, а на производителя товаров в этой упаковке. Данное требование законодательства, безусловно, создаёт существенную дополнительную нагрузку для многих производств, отходы которых сами по себе не подлежат переработке.

Отчётность

Выполнение обязанности по утилизации подтверждается подачей в Росприроднадзор декларации о количестве выпущенных в обращение готовых товаров и отчёта о выполнении нормативов утилизации. Срок сдачи отчётности за 2015 г. — до 1 апреля 2016 г., а за 2016 г. — до 1 апреля 2017 г. При этом, начиная с 2017 г., необходимо также подавать такой документ, как расчёт суммы экологического сбора (в случае его уплаты) в срок до 15 апреля соответствующего года (это также крайний срок уплаты экологического сбора).

Комментарий Росприроднадзора

Многие компании не смогли подать необходимые документы до 1 апреля 2015 г., а отдельные организации предпочли более тщательно их подготовить и сдать позже. В связи с этим возникло множество вопросов, как отнесётся к непредставлению или позднему представлению отчётности контролирующий орган.

1 апреля 2016 г. Росприроднадзор опубликовал первые разъяснения:

  • декларацию и отчётность за 2015 г. необходимо представить в установленном порядке;
  • ответственность за несвоевременное представление, а также представление неполной и (или) недостоверной информации действующим законодательством не установлена.

Тем не менее, затягивать со сдачей отчётности нецелесооб- разно. Надо подчеркнуть, что несвоевременное представление документов неравнозначно их непредставлению вовсе. Рос- природнадзор наделён полномочиями направлять производителям в индивидуальном порядке соответствующие требования.

Производители вправе объединяться по индустриям в ассоциации, которые организуют процесс утилизации. Такое объединение может унифицировать процесс переработки схожих отходов и снизить расходы производителей

Отчётность за 2015 г. можно представить в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью (с использованием размещённого на сайте Росприроднадзора электронного сервиса). В этом случае дополнительная подача документов на бумажном носителе не требуется.

Также допустимо представление документов в бумажном виде — лично или через почту — в Росприроднадзор (производителям — в территориальный орган по месту своей государственной регистрации; импортёрам — в центральный аппарат). В этом случае следует обязательно прилагать копию на электронном носителе.

Ставки экологического сбора

9 апреля 2016 г. Правительство РФ утвердило ставки экологического сбора по каждой из 36-ти групп товаров, в т. ч. упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Сбор уплачивают производители, которые не могут самостоятельно обеспечить переработку отходов от использования продукции. Ставки варьируются от 2025 руб. до 33 476 руб. за одну тонну товара или упаковки.

Изготовители многих видов продукции должны начать уплачивать сбор, начиная уже с 2017 г., если нормативы утилизации не будут выполнены (полностью или частично).

Пример

В 2016 г. импортёр моторных масел в пластиковых канистрах обязан обеспечить утилизацию как самой продукции, так и её упаковки. Это составляет 10% от количества масел и 10% от количества пластиковых канистр. В данном случае цифры совпадают, но, как правило, нормативы утилизации упаковки и товаров могут различаться. Если импортёр не может обеспечить переработку такого количества отходов, он должен будет заплатить экологический сбор по форму- ле: за масла — норматив утилизации (10%), умноженный на количество введённого в обращение товара (вес ввезённых масел в т), умноженный на ставку экологического сбора (3431 руб./т); за канистры — по аналогичной формуле с соответствующими значениями норматива и ставки экологического сбора.

Способы выполнения требований по переработке

Производители и импортёры могут запланировать создание собственных объектов инфраструктуры для утилизации (полного цикла или отдельных функций — сбор, сортировка, транспортирование, переработка). Важно помнить, что практически все виды деятель- ности в сфере обращения с опасными отходами I–V классов опасности с недавних пор подлежат обязательному лицензированию.

Производители вправе объединяться по индустриям в ассоциации, которые организуют процесс утилизации — например, за счёт средств, получаемых посредством включения расходов на переработку в стоимость товаров либо за счёт реализации продуктов утилизации. Такое объединение может унифицировать процесс переработки схожих отходов и снизить расходы производителей. При этом нужно сознавать, что в случае неэффективной утилизации ответственность возникает не у ассоциации, а у производителей.

Возможно также привлекать специализированные организации для выполнения отдельных функций, операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) и региональных операторов по обращению с ТКО.

Ожидаемые уточнения

Специальная административная ответственность за нарушения требований по утилизации пока не установлена. Тем не менее, существует внесённый в Госдуму законопроект, где предлагается ввести в КоАП нормы об ответственности за несвоевременное представление деклараций (штраф в размере 20 тыс. — 50 тыс. руб. для юридических лиц) и их умышленное искажение (50 тыс. — 100 тыс. руб.).

2016 г. можно рассматривать как пилотный год для изучения новых требований и организации учёта количества товаров и упаковки. Производители должны принять решение, какой подход будет для них наиболее выгодным — осуществлять утилизацию или же платить экологический сбор.